Изменение КБМ после ДТП

Содержание

Освежили память: в ОСАГО появилась страховая история

Изменение КБМ после ДТП

С начала апреля в ОСАГО появилось понятие «страховая история водителей», она будет учитывать прошлые периоды страхования автомобилиста, в которых случались ДТП или была безаварийная езда. На основании этих данных страховщики обещают определять более точный скидочный коэффициент бонус-малус. Таковой будет мониториться страховщиками и обновляться раз в год уже без участия автомобилистов. «Известия» разбирались, получится ли решить проблему со скидками в ОСАГО благодаря этим нововведениям.

Индивидуальный подход

Теперь коэффициент бонус-малус (учитывает скидки и надбавки к базовому тарифу в зависимости от наличия страховых выплат, далее – КБМ) будет обновляться один раз в году, 1 апреля, причем происходить это будет автоматически, а не как раньше, когда КБМ устанавливался по факту визита страхователя в компанию.

Если вдруг так случится, что у водителя по какой-то причине в базе страховщиков (АИС Российского союза автостраховщиков (РСА) образовалось несколько коэффициентов, то автомобилисту присвоят меньший из них.

Новые правила также закрепляют страховую историю в ОСАГО: если у автовладельца был перерыв в вождении, то его скидки и штрафные коэффициенты теперь сгорать не будут.

Новая система призвана «излечить» такие проблемы, как «задвоение» коэффициентов в АИС РСА. Предполагается также, что у недобросовестных страховщиков снизится оперативный простор для манипулирования с КБМ.

До этого многие водители, чтобы не получать штрафные баллы в системе бонус-малус, после очередного ДТП (по их вине) просто меняли страховую компанию. Такого человека новый страховщик принимал как впервые заключающего договор ОСАГО, повышенные коэффициенты при этом не начислялись.

Сейчас такая возможность полностью исключена, в то же время добросовестный страхователь, предполагается, не потеряет свою скидку.

«В числе плюсов нового подхода — закрепление страховой истории за каждым водителем (в настоящий момент в ряде случаев человек может иметь один КБМ как водитель и еще один — как владелец транспортного средства), исключение случаев обнуления страховой истории водителя при перерыве в вождении (в том числе при управлении автомобилем на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством), — отмечают в Центробанке. — Данные изменения позволят страховщикам более индивидуально подойти к определению страхового тарифа на каждой территории преимущественного использования транспортного средства, устанавливая более дифференцированные страховые тарифы в зависимости от аварийности водителей того или иного региона».

Как страховщики скидку зажимали

Страховая история в ОСАГО и регулярное обновление КБМ стали ответом законодателя на массовый саботаж страховщиков в предоставлении скидок гражданам в автогражданке. Лет пять назад на профильных форумах автовладельцев появились жалобы на массовые отказы страховщиков в положенных по закону скидках. В дело вынужден был вмешаться регулятор рынка.

Показательным стал случай с компанией «Росгосстрах» в мае 2015 года: Центробанку пришлось приостановить действие лицензии на ОСАГО у крупнейшего игрока рынка за систематические нарушения. Только с начала апреля по 25 мая 2015 года в Банк России поступило более 2,3 тыс. жалоб граждан, основная масса — необоснованный отказ «Росгосстраха» в предоставлении КБМ. Это был беспрецедентный случай, когда регулятор рынка был вынужден заморозить работу фактически доминирующего страховщика ОСАГО.

В ряде регионов России в отдельных поселениях просто не было другой компании, а водители по закону обязаны приобретать полис автогражданки, возникла патовая ситуация. До этого компанию не останавливали ни 385 предписаний банка, ни 78 административных постановлений о привлечении к административной ответственности. Конечно, «Росгосстрах» не был одинок в своих нарушениях, Центробанк штрафовал и другие страховые организации.

А воз и ныне там

Впрочем, нельзя сказать, что кризис со скидками в КБМ удалось преодолеть: в 2018 году, по данным Центробанка, жалобы на начисление скидок остаются самыми распространенными — около 43% от всех обращений граждан в связи с ОСАГО. Сами страховщики объясняют вал жалоб отсутствием слаженной работы АИС РСА и огромным количеством ошибок, которые тянутся еще с тех времен, когда у каждого страховщика была собственная база (до 2013 года) по ОСАГО. Обмен информацией из этих баз практически не велся, данные в базах обновлялись вручную после фактического оформления бумажного договора.

Читайте также  Ежегодный план мероприятий по предупреждению ДТП

Однако за шесть лет работы АИС РСА всё еще остается нестабильным источником информации о законной скидке для страхователя, отмечает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

«Проблема такая была и никуда не исчезла: когда водитель менял страховую компанию, новая ему говорила: «Давайте начнем всё с нуля, мы вашу старую скидку не можем проверить». Что мешало страховщикам за эти шесть лет наладить работу АИС РСА? Просто страховщики не заинтересованы в том, чтобы КБМ высчитывался правильно, потому что скидку давать невыгодно», — полагает Радько.

По мнению адвоката, в целом система коэффициентов бонус-малус созрела для реформы.

«Совершенно несправедливо привязывать повышающий коэффициент просто к факту страхового случая. Уж если страховщики так пекутся о более адресных тарифах, то логичнее КБМ в части ужесточения привязать к величине убытка по страховому случаю, а не к самому количеству ДТП. Потому что авария может быть грошовой, а человеку, 10 лет страховавшемуся как безаварийный, выкручивают завышенный тариф», — заключил Радько.

Источник: https://iz.ru/863318/timur-khasanov/osvezhili-pamiat-v-osago-poiavilas-strakhovaia-istoriia

Как изменится КБМ после ДТП

Вместе с покупкой первой машины автолюбитель получает и обязательства различного характера. К одному из них относится страхование автогражданской ответственности, стоимость которого зависит от водителя.

Как известно, ущерб от аварии оплачивает та компания, где куплена страховка. Виновник должен понимать, что ОСАГО подорожает после ДТП, так как случившееся влияет на такой показатель, как КБМ.

Понятие

Аббревиатура расшифровывается как коэффициент бонус-малус. От него зависит стоимость страховки. Его иногда называют своеобразной скидкой за аккуратную езду. Коэффициент меняется ежегодно. Но если произошла авария, виновником которой стал владелец полиса, документ в следующем году будет стоить дороже.

Объясняются эти правила просто. Страховщики получают выгоду от водителей, которые ездят аккуратно, не попадая в аварии. Поэтому, хоть страховку платят в обязательном порядке, компании стремятся повышать лояльность клиентов при помощи бонуса-малуса. Ежегодно размер скидки увеличивается на 5% или обнуляется при попадании в ДТП.

Как узнать коэффициент

При расчете принимается во внимание стаж водителя, а также история полисов, хранящаяся в базе данных. При приобретении нового полиса скидка увеличивается в автоматическом режиме. Обычно информация сохраняется даже при смене компании. Но еще можно обратиться в АИС, где хранятся сведения о страховках. Также на многих сайтах имеются онлайн калькуляторы, позволяющие произвести расчет стоимости самостоятельно.

Изменение при безаварийной езде

Изначально новичку присваивается 3 класс с коэффициентом, равным 1. Полис имеет стандартную стоимость, то есть скидка не предусмотрена. С каждым последующим годом происходит увеличение класса при понижении значения коэффициента на 0,05. Получается, что на второй год вождения, если автолюбитель не попадет в ДТП, в котором станет виновником, присваивается 4 класс с повышающим коэффициентом 0,95. Это значит, что стоимость ОСАГО понизится на 5%.

Максимальный размер скидки на обязательный полис страхования составляет 50%. Ее получают за 10 лет езды без ДТП. Водитель получает 13 класс с коэффициентом 0,5.

Изменение после ДТП

В этом случае имеет значение вина. Если автолюбитель невиновен, то это не сказывается на бонусе-малусе, и страховка не подорожает. При покупке скидка увеличится на 5%, как обычно, так как компания не выплачивает денег на восстановление транспорта. Они приходят от страховщика, клиентом которого является виновник аварии. Поэтому и причин для потери КБМ не возникает.

Другое дело, если водитель – виновник ДТП. Тогда КБМ упадет на несколько классов, а скидка может из положительной стать со знаком минус, и страховка подорожает. Сбросить бонус-малус могут при смене типа полиса или водительских прав. Поэтому этот показатель нужно обязательно отслеживать.

Как осуществить расчет

Посчитать можно самостоятельно или обратиться к страховщику. На сайтах имеются калькуляторы, выдающие результат в режиме онлайн. Однако, результат является, скорее, примерным ориентиром. Если происшествий за прошедший год не зафиксировано, то посчитать скидку не составит труда.

Самостоятельно

Если водитель желает произвести расчет сам, он может обратиться к сервисам в режиме онлайн. Для этого потребуется указать данные водительского удостоверения (номер и серию).

При отсутствии аварий проще посчитать самостоятельно, если на руках имеется действующий полис ОСАГО. На нем указан прежний КБМ. Исходя из этого новый коэффициент должен понизиться на 0,05, а скидка – вырасти на 5%. Бывает нужно проверить все годы. Это сделать просто, если сохранился первый полис ОСАГО, а езда была без происшествий. Тогда следует учесть каждый год с момента оформления, отнимая по 0,05 КБМ.

Читайте также  Выплачивается ли страховка виновнику ДТП?

Но в случае попадания в аварию, самостоятельный расчет не всегда покажет верный результат. Лучше воспользоваться специальными сервисами в интернете или обратиться в компанию, где собираются страховаться.

В страховой

При страховании в одной компании проблем не возникнет. В ней хранятся документы в бумажном и электронном формате, которые связаны с автовладельцем. Это не только страховки, но и документы по возмещению ущерба, если выплачивались деньги в результате аварии. КБМ считают по специальной таблице, понижая его до соответствующего уровня.

При смене компании, бывший страховщик вносит соответствующие сведения о бонусе-малусе в единую базу РСА. Новая компания учитывает их и предоставляет услуги автовладельцу на тех же условиях.
Бывают случаи, когда прежние страховщики не передают сведения в базу. Они рассчитывают, что в другой компании страховка подорожает. Тогда бывшему клиенту придется дополнительно заплатить за отказ от их услуг. Исправляют ситуацию разными способами. Например, для выполнения правильного расчета в новую компанию предоставляют предыдущие полисы.

Как восстановить

Если авария случилась, нужно разобраться, кто виноват. Только у виновника понижается бонус-малус, из-за чего цена страховки увеличивается. У пострадавшей стороны показатель не меняется.
Восстановить КБМ после ДТП возможно лишь путем безаварийной езды в последующие годы. Встречаются и иные причины изменения КБМ в худшую сторону.

Иногда они вовсе отсутствуют, а удорожание делается по ошибке. Если автовладелец считает, что бонус-малус изменился безосновательно, справиться с ситуацией поможет обращение к страховщику. Желательно приложить справку о безаварийной езде, которую получают в Госавтоинспекции, а также старые полисы (лучше копии), где указан прежний коэффициент. На принятие решения в 2018 году страховщику отводится тридцать дней.

Если этот шаг ни к чему не привел, автовладелец может обратиться в иные инстанции, например, в РСА. Если и это не поможет, пишут заявление в ЦБ РФ. После рассмотрения вопроса в страховую компанию поступит сигнал, на который она обязательно среагирует.

Следующими инстанциями являются прокуратура и судебный орган. К заявлению прилагают отказы организаций, куда ранее подавались соответствующие документы. Эта крайняя мера решения вопроса, но она может привести к положительному результату.

КБМ при неограниченной страховке

Если полис планируется оформить на несколько водителей, то нужно учесть особенности, связанные с расчетом КБМ. Страховая компания считает коэффициент, который числится непосредственно у владельца автомобиля. На остальных водителей распространяются те же показатели. Скидка действует на определенную машину. При приобретении полиса на иной транспорт, у водителей этот КБМ не учитывается.

Проверка через Каскометр

Коэффициент не вносится в единую базу. Поэтому нужно отслеживать, какие показатели использует страховщик.

С недавних пор КБМ начали проверять через Каскометр. Это виртуальный ресурс, которым пользуются страховщики и автовладельцы. Цель заключается в быстром расчете полиса и выборе оптимального страховщика. Информация на сайте обновляется каждый день. Для его поддержания сотрудники проводят большую работу. Пользователи могут быть уверены в актуальности имеющихся сведений.
Портал позволяет рассчитать КАСКО и ОСАГО в режиме онлайн, проверить полисы на подлинность, действительность талона ТО или диагностической карты, рассчитать налог на транспортное средство и получить различную полезную информацию.

Проверка становится доступной после прохождения регистрации. Но эта простая процедура простая. После этого оформляется запрос, в который вводят следующие данные.
Всех водителей с указанием ФИО, даты рождения и номера прав (за один раз разрешается указать до четырех водителей).

Дата, на момент которой требуется выполнить расчет. Это может быть любой день. А если информация нужна для приобретения нового полиса, то вносят день, с которого он начинает действовать.
В результате проверки на экране появится сообщение с указанием правильного КБМ. Сервис набирает популярность, так как является доступным для любого человека, а также позволяет получить достоверную информацию абсолютно бесплатно.

Заключение

Аккуратным водителям, не попадающим в аварии, страховые компании предоставляют скидку. Она возрастает каждый год до максимального значения 50%. Это позволяет автовладельцам экономить значительные средства на приобретение ОСАГО.

Источник: https://vezka.ru/strahovka-auto/kak-izmenitsya-kbm-posle-dtp.html

Кбм после дтп: как изменяется и можно ли восстановить, если виноват

Страхование автогражданской ответственности в Российской Федерации относится к обязательным процедурам. Каждый водитель желает выгодно оформить страховой полис. На окончательную стоимость документа ОСАГО оказывают влияние важнейшие факты: опыт водителя, стаж вождения без транспортных происшествий и количество ДТП в год. Приобретая опыт вождения машины, оформление страховки будет обходится несколько дешевле, так как класс страхования ежегодно без аварийной езды будет повышаться на одну ступень. Кроме этого на стоимость ощутимо влияет показатель КБМ.

Читайте также  Положена ли страховка виновнику ДТП?

Изменение КБМ после ДТП

Коэффициент бонус-малус – это один из основных показателей, определяющий стоимость обязательного страхования, который был введен в 2003 году. КБМ – это не постоянный показатель, он бывает повышенным и пониженным, однако есть множество нюансов. При попадании в дорожно-транспортное происшествие клиент может не только частично или полностью утратить накопленный КБМ ОСАГО, но и получить увеличение коэффициента с понижением класса страхования. В зависимости от того, по чьей вине произошла авария, – показатель может остаться неизменным.

Если водитель – потерпевший

При попадании в аварийную ситуацию на дороге существует риск потерять накопленные бонусы и полностью лишиться повышающего КБМ. Но если происшествие случилось не по вине водителя, то коэффициент останется прежним. В качестве доказательств в страховую компанию нужно предоставить соответствующий документ от сотрудников ГИБДД, подтверждающий данный факт.

Если водитель – виновник

Когда ДТП произошло в результате несоблюдения ПДД, при неосторожном вождении, нахождении за автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения водитель рискует остаться без КБМ. Так как коэффициент будет аннулирован, то стоимость страхования будет значительно дороже.

В зависимости от типа и количества аварий

Учитывая серьезность аварии, страховщик может понизить класс страхования или совсем обнулить накопленную скидку, а при большом количестве происшествий при назначении повышающего КБМ стоимость полиса ОСАГО может вырасти.

В данном случае есть исключения, когда страховая организация не изменяет показатель:

  • страхование на прицеп;
  • ОСАГО оформлено менее чем на 12 месяцев;
  • если ТС является транзитным.

В остальных случаях коэффициент бонус-малус после аварий меняется.

Когда и на сколько может упасть КБМ

Для начинающих водителей повышение коэффициента после первого ДТП будет на 55% от исходной цены страховки. Если водитель с четырехлетним стажем безаварийной езды попал в аварию по своей вине, то он потеряет накопленный бонус в размере 15%. Оформляя новый страховой полис через год, гражданин сможет получить скидку всего лишь 5%.

Аналогично рассчитывается КБМ при обоюдной вине в ДТП. С точки зрения страховой компании данный факт воспринимается не в пользу водителя, поэтому при наличии накопленной скидки она будет аннулирована или уменьшена. К тем автомобилистам, которые не имели продолжительного опыта безаварийного управления, будет применяться коэффициент повышения.

В какие сроки обновляется база и фиксируется изменения кбм

Не так давно была создана общая база с информацией о всех автомобилистах, страхованиях, транспортных происшествий. С 2017 года водители имеют возможность зарегистрировать личный кабинет КБМ по ОСАГО, где коэффициент рассчитывается 1 раз в год – 1 января. Ранее узнать скидку можно было при оформлении нового страхового полиса.

Срок повышения коэффициента

При ДТП по вине водителя вместо аннулирования происходит повышение КБМ ОСАГО, что в дальнейшем скажется на высокой стоимости оформления страхового полиса. Такое наказание для автомобилиста действительно в течение одного года. После истечения этого срока повышенный КБМ отменяется.

Как КБМ отражается на стоимости страхования

КБМ ежегодно подлежит перерасчету, где по итогу он может вырасти или уменьшиться. Если водитель в течение одного года безупречно водил автомобиль, не нарушая ПДД и не попадая в ДТП, он может рассчитывать на повышение класса страхования и при оформлении новой страховки применить скидку в размере 5%. Этот бонус накапливается в течение всего водительского стажа, поэтому окончательная скидка при отсутствии аварий может достигнуть максимального размера – 50% от стоимости ОСАГО.

Такой способ приводит к тому, что большинство автомобилистов не обращаются в страховые организации за возмещением нанесенного вреда при небольших и несерьезных авариях, что позволяет сохранить собственный имидж в глазах страховщика и накопить более высокую скидку. В этом случае виновник оплачивает причиненный вред в виде незначительной суммы без присутствия автоинспекторов и фиксации произошедшей ситуации представителями страховой компании.

Что можно сделать, чтобы восстановить скидку после аварии

В прошлом автомобилисты шли хитрым путем и для избежания повышения коэффициента бонуса-малуса меняли страховую компанию. Однако сейчас такой способ не сработает. В 2012 году была разработана единая база Российского союза автостраховщиков (РСА), куда вносятся все сведения о дорожно-транспортных происшествиях, в частности об их участниках. Таким образом, избежать повышения после ДТП не удастся даже при смене страховой организации.

Восстановить КБМ можно одним способ – управлять транспортным средством без происшествий в течение продолжительного времени. Для восстановления скидки автовладелец должен обратиться в свою страховую организацию, РСА или Центральный банк. Существуют частные компании, которые ведут деятельность по восстановлению коэффициента бонуса-малуса.